Забота о ребенке заключается, прежде всего, в глубоком уважении к его неповторимой личности
Энциклопедия детской психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

26.04.2017

План самообразования воспитателя

 

План самообразования воспитателя должен включать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей определенной возрастной категории, обозначить круг проблем, касающихся работы с дошкольниками, предусмотреть применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития.

 

 

Необходимость профессионального роста

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование.

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того, чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении  с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в  план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации воспитательской работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Составление плана самообразования. Этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом факторов:

  • Обоснование выбора темы
  • Взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения
  • Предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию
  • Выбор форм взаимодействия с дошкольниками
  • Собственные методики
  • Ожидаемый результат работы над темой
  • Выводы и динамическая статистика развития детей
  • Перспективы улучшения работы
  • Итоги самообразования

Как выбрать тему? Советы воспитателям

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. В этом вопросе, в основном. помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса необходимо исследовать несколько источников, чтобы, таким образом. сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

 

Форму составления индивидуального плана самообразования подразделяют на две категории:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Для второй категории индивидуального плана самообразования можно использовать проектный метод соответственно возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы ДО в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ
  • Метод индивидуального подхода в ДО
  • Методика по формированию ОБЖ
  • Эмоциональный интеллект дошкольника
  • Методы по руководству игровой деятельностью
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина)
  • Творческие способности дошкольников
  • Подготовка к учебной деятельности
  • Развитие любознательности
  • Ознакомление с объектами окружающего мира
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников
  • Формирование ЭМП
  • Развитие общительности
  • Связная речь
  • Элементарный анализ литературного произведения
  • Обучение грамоте
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности
  • Основы ЗОЖ в ДОУ
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении
  • ИКТ в ДО
  • Приемственность детсада и школы
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ
  • РППС детского сада
  • Парциальные программы ДОУ
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями
  • Организация экспериментальной деятельности
  • Качество и критерии оценки ДО

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направления работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Составляя план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС "Экология", важно включить занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, занятия опытно-экспериментальной деятельностью, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития.

Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ.

Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных