Забота о ребенке заключается, прежде всего, в глубоком уважении к его неповторимой личности
Энциклопедия детской психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

02.07.2015

Тестирование для определения уровня самооценки и тревожности у ребенка (дошкольного или младшего школьного возраста)

 

                     Тест «Несуществующее животное»

 

Предложите ребенку на листе бумаги с помощью цветных карандашей изобразить животное, которого не существует в природе, сказках или мультфильмах. Если ребенок не хочет рисовать, лучше не настаивать и выбрать более подходящее время.

Объясните ребенку, что его работа не будет оцениваться, чтобы процесс рисования был свободным и раскрепощенным. Следует убрать посторонние отвлекающие элементы: звук телевизора, голоса других детей и т.д. и не ограничивать время работы над рисунком.

Рисунок готов… Предложите ребенку придумать животному имя. Спросите, как оно питается, где живет, что любит делать, с кем дружит, боится ли кого-то.

Данная психодиагностика результативна в работе с детьми старше 4 лет, поскольку в данном возрасте хорошо развито воображение, ребенок обладает достаточно широким кругозором и рисунок будет информативным.

 

                                   Кого изобразил малыш?  

                     

 

Данный тест относится к проективным методикам. Ребенок, изображая кого-то или что-то, подсознательно переносит свои эмоциональные переживания на лист бумаги. Правильное «чтение» рисунка позволит составить психологический портрет испытуемого.

 

                   Важные нюансы при «декодировании» детского рисунка

 

В первую очередь, обратите внимание на  внешность животного. Если оно напоминает какое-нибудь известное в природе животное, это означает, что ребенок при решении проблемных ситуаций ориентируется на стандартные приемы и методы, а также это может быть свидетельством его дисциплинированности или слабо развитого воображения.

Ребенок чаще изображает то, что ему хорошо знакомо также и в случае, когда чувствует тревожность. Страх ожидания отрицательного отзыва блокирует творческую фантазию, и ребенок старается выбрать уже знакомые и безопасные пути решения задачи. Если малыш изобразил животное, не похожее ни на одно из существующих, значит, он принадлежит к породе изобретателей.

 

                            Что подсказывает размер рисунка?

 

Малыш изобразил животное слишком маленького размера – у такого ребенка заниженная самооценка, животное среднего размера – адекватная самооценка, изображение на весь лист свидетельствует о завышенной самооценке у ребенка.

 

                                                 Выбор цвета

                          

 

Цветовая гамма определяет уровень эмоционального благополучия. Наличие ярких оттенков (красного, синего, зеленого, желтого) говорит о благоприятном эмоциональном состоянии ребенка. Одноцветный рисунок, выполненный с использованием черного, серого, коричневого цветов, рассказывает о нарушениях в эмоциональной сфере. И, наконец, выбор исключительно темных цветов – свидетельство скрытой агрессии, тревог и страхов.

 

                                 Расположение рисунка на листе

 

Необходимо обратить внимание на то, в какой части листа сосредоточен рисунок. Делим лист на четыре части. Расположение рисунка в верхней части говорит о самоуверенности и некоторой переоценке своих сил у «художника». Рисунок в нижней части листа повествует о наличии заниженной самооценки. Изображение  в центре листа – малыш правильно оценивает свои способности и возможности, следовательно, уверен в своих силах, адекватно относится к поражениям и победам.

 

                                                   Штриховка

 

Большое количество заштрихованных линий говорит о наличии тревожности у ребенка.

 

                             Животное с когтями, шипами, рогами…

 

Такой рисунок свидетельствует о наличии агрессии, причем у тревожных детей – защитной форме агрессии. Рисуя колючки и шипы, малыш пытается показать, что окружающий мир внушает ему страх и тревогу и что он не чувствует себя в безопасности.

 

                                          О чем говорят глаза?

 

Изображение глаз большого размера или пустых глазниц говорит о присутствии страхов. Если малыш наделил животное большим количеством глаз, ушей, иногда дорисовав антенны, локаторы или пр., то он старается напряженно следить за всем, что происходит вокруг, чтобы защитить себя от всяческих опасностей или угроз. Обратите особое внимание на словесные описания животного. Дети, испытывающие тревогу и страх, обычно рассказывают о его полном бесстрашии.

 

              Другие детали рисунка       

 

Ребенок изобразил животное гигантского размера и рассказывает о том, что оно все время защищается от хищников. Это явный признак боязни агрессии. В дополнение к рисунку малыш рассказывает, что животное живет в глубокой пещере, высоко в горах и т.д., таким образом «пряча» его в труднодоступном месте. На вопрос «Есть ли у животного враги?» ребенок либо отвечает однозначно отрицательно, либо начинает перечислять огромное количество врагов.

 

                                            И еще нюансы

 

Животное на устойчивых конечностях – реальное восприятие действительности. Широко расставленные ноги у животного – признак рационального мышления малыша.

Изображение на тонких ножках говорит о мечтательности малыша.

Туловище отдельно от конечностей – импульсивность поступков.

Голова значительно больше остальных частей тела – любознательность.

Голова меньше туловища – наличие незащищенности, уверенность в том, что физическая сила очень важна для самозащиты.

Гармоничность пропорций тела – свидетельство полноценного гармоничного развития ребенка.

У животного не изображена морда – ребенок не выражает свои эмоции, у него наблюдается плохое восприятие информации.

Наличие зубов – признак скрытой агрессии, языка – потребность в общении.

Животное имеет крылья – ребенок хочет многого добиться, многое узнать.

Хвост вверх – признак дружелюбия и оптимистичного отношения к окружающим, хвост вниз – свидетельство страха и подавленности.

Украшения – ребенок заинтересован своим внешним видом.

По изображению разнообразных необычных деталей можно судить как о психологическом дискомфорте, так и о нестандартном типе мышления.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных